Клапаны и Вентили

Клапан запорный (вентиль) - это конструктивный тип арматуры, в котором для перекрытия потока рабочей среды запорный орган перемещается возвратно-поступательно вдоль центральной оси уплотнительной поверхности корпуса. Подвижным элементом вентиля является шпиндель, ввинчиваемый в резьбу неподвижной ходовой гайки, расположенной в крышке или бугеле. Применение ходовой резьбы, обладающей свойствами самоторможения, позволяет оставлять запорный орган в любом промежуточном положении без его самопроизвольного изменения под действием давления. По конструкции корпуса вентили подразделяются на проходные, угловые и прямоточные. По способу герметизации подвижного соединения шпинделя с крышкой вентили подразделяются на сальниковые и сильфонные. По расположению ходовой резьбы вентили могут быть с выносной или с погружной резьбой. К вентилям условно относят также конструкции арматуры с мембранным (диафрагмовым) запорным органом. Вентили получили широкое применение, когда к надежности и герметичности перекрытия потока рабочей среды предъявляются повышенные требования. Достоинства вентилей: 1- возможность работы при высоких перепадах давлений на запорном органе и при больших значениях рабочих давлений; 2- простота конструкции, обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации; 3- небольшой ход запорного органа, необходимый для полного перекрытия прохода (0,25 Ду); 4- относительно небольшие габаритные размеры и масса; 5- возможность использования в качестве регулирующего органа; 6- возможность установки на трубопроводе в любом пространственном положении Недостатки вентилей: 1- высокое гидравлическое сопротивление; 2- невозможность применения на потоках сильно загрязненных рабочих сред, а также на средах с высокой вязкостью; 3- возможность подачи рабочей среды только в одном направлении, обусловленным конструкцией клапана. Кроме вентилей, предназначенных для полного перекрытия потока рабочей среды, в некоторых технологических системах также используется арматура, обеспечивающая плавное управление расходом за счёт изменения гидравлического сопротивления с надежной фиксацией промежуточных положений. Для этих целей используются запорно-регулирующие вентили, имеющие золотник с профилированной рабочей поверхностью (обычно пробкового типа) и хорошо притертые уплотняющие кромки. При малых диаметрах условных проходов используются золотники в виде конуса. Разновидность таких вентилей носит название игольчатых вентилей.